Ханты-Мансийская Епархия

Подписаться на Ханты-Мансийская Епархия RSS-лента
Официальный сайт Ханты-Мансийской Митрополии
Обновлено: 4 часа 16 мин. назад

Преподаватель Воскресной школы Георгиевского храма г. Сургута победила во Всероссийском Конкурсе педагогического мастерства

Пт, 02/05/2025 - 19:31

Людмила Владимировна Лим преподаватель Воскресной школы храма в честь вмч. Георгия Победоносца г. Сургута стала победительницей III Профессионального Всероссийского Конкурса педагогического мастерства «Вселенский учительский конкурс Святителя Василия Великого» в дошкольной номинации. Этот престижный конкурс, объединяющий лучших педагогов России, уже третий год подряд проводится на базе гимназии святителя Василия Великого (Московская область) и собирает тех, кто сочетает традиционные духовно-нравственные ценности с современными образовательными подходами. В этом году в конкурсе приняли участие сотни педагогов со всей России, но лишь 10 лучших вышли в финал, который прошел с 26 по 30 апреля. Конкурс, организованный Благотворительным фондом святителя Василия Великого, призван содействовать развитию методик, укрепляющих традиционные ценности, консолидировать педагогов вокруг духовно-нравственных традиций России и повышать престиж учительской профессии. Главные цели — поиск лучших практик, создание сообщества единомышленников и поддержка талантливых педагогов.

В ходе конкурса Людмила Владимировна представила 3 открытых мероприятия: занятие, воспитательное мероприятие с детьми и мастер-класс для педагогов. Через интерактивные формы обучения, творческие задания и живые беседы она показала, как можно воспитывать в детях добродетели, в частности: любовь к Родине, решительность, щедрость, честность, милосердие. Людмила Владимировна использовала программу «Верность родной земле» («Истоки») (авторы: И.А. Кузьмин, О.С. Абрамова, С.М. Зырянова) в качестве методологической основы при подготовке конкурсных материалов. Педагог покорила жюри своим искренним, добросердечным отношением к детям и умением органично соединять православное воспитание с инновационными методиками. Как отметили эксперты, она не просто преподаёт — она живёт своей профессией. Её подход основан на любви, вере и глубокой педагогической мудрости.

Людмила Владимировна также выступила в роли эксперта на XVIII Всероссийском конкурсе юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению, который проходил на базе Гимназии.

Текст: Ольга Максимова

Галерея

Хор православной гимназии города Нижневартовска принял участие в Пасхальном концерте

Пт, 02/05/2025 - 19:21

Хор православной гимназии города Нижневартовска под руководством Щуровой Ольги Игоревны принял участие в концертной программе «Пасхальная весна под сводами Матроны» в храме Матроны Московской.

Гимназисты исполнили пасхальные песнопения и поделились своей пасхальной радостью с прихожанами храма.

Затем на концертной площадке возле храма воспитанники гимназии исполнили веселую игровую на ложках, которых подготовила Марина Владимировна Соснина.

Добрый и душевный получился праздник!

Галерея

Священник провел экскурсию в храме святой мученицы Татианы г. Когалым

Пт, 02/05/2025 - 15:18

27 апреля 2025 года храм святой мученицы Татианы г. Когалым посетили
• Вадим Юрьевич Мамонтов, основатель и генеральный директор RussiaDiscovery, вице-президент Российского союза туриндустрии.
• Игорь Игоревич Булыгин, основатель и директор студии брендинга и дизайна Mossa, лидер проекта «Национальные тропы России».
Клирик храма иерей Тихон Морозан провел экскурсию и рассказал об истории строительства храма.

Галерея

Священник совершил панихиду в день памяти погибших сотрудников пожарной охраны

Пт, 02/05/2025 - 15:15

29 апреля 2025 года ключарь храма святой мученицы Татианы г. Когалым иерей Иаков Мусс совершил панихиду в день памяти погибших сотрудников пожарной охраны.

Галерея

Пасхальный концерт в воскресной школе при Георгиевском храме города Сургута

Пт, 02/05/2025 - 12:59

У Бога нет случайных дат

1 мая 2025 года в воскресной школе при храме великомученика Георгия Победоносца города Сургута состоялся пасхальный концерт. К этому событию воспитанники школы, преподаватели, родители готовились несколько месяцев. Радостно, что на концерт свой номер приготовили участники Молодёжного движения храма. Концерт был посвящён 80-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне! Номера, посвященные памяти героическим событиям Великой Отечественной войны, тонко переплетались с номерами, отражающими пасхальную радость. Основной идеей было показать, что Пасха – это победа жизни над смертью, победа над врагом. Важно знать и помнить, что наш народ даже в годы тотального атеизма перед лицом тяжелых испытаний оставался верным Родине, уповающим на Господа. На полях сражений молитва присутствовала рядом с патриотическими призывами! Несомненно все творческие номера были пронизаны чувствами любви, радости, признательности к прошлому нашей страны. Каждый участник концерта почувствовал ту Светлую Пасхальную Радость, которая нам дает Веру, Надежду и Любовь. Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Текст: Оксана Жданова

Фото: Светлана Лужнова

Галерея

Радоница в храме прп. Серафима Саровского п.Чеускино

Пт, 02/05/2025 - 12:46

29 апреля 2025 года, в день Радоницы -Пасхального поминовения усопших, в храме святого прп. Серафима Саровского села Чеускино иерей Иоанн Власуков отслужил Божественную Литургию.

Радоница — особый церковный день поминовения усопших, когда православные верующие посещают кладбища и молитвенно вспоминают своих умерших родственников. Этот день сочетает скорбь утраты с пасхальной радостью: принято не унывать, а разделять с усопшими радость Воскресения Христова. 

Так же и в наш Храм прихожане пришли, чтобы разделить радость Воскресения Христова. Помолиться за упокоение души умерших родственников.

По окончании Литургии отец Иоанн и прихожане прошли к местному кладбищу, где была совершена Панихида по усопшим.

Галерея

 

Экскурсия учеников младшей шолы с.Угут в храме Казанской Божией Матери

Пт, 02/05/2025 - 07:43

30 апреля 2025 года в целях духовно-нравственного воспитания, ученики младшей школы с.Угут посетили храм Казанской Божией Матери. Иерей Алексей рассказал детям для чего нужно ходить в храм и как нужно вести себя в нем. Показал иконы, которые находятся в храме, объяснил с какой молитвой обращаться ко Святым. Далее дети поднялись на колокольню, чтобы от всей души устроить радостный трезвон во Славу Божию! Все остались довольны и ребята убедились, что совсем непросто звонить в колокола и нужно приложить немалую силу, чтобы они красиво зазвучали. Экскурсия доставила детям массу положительных эмоций, углубила их знания о православных традициях и хочется надеяться, оставила в их маленьких сердцах светлую радость от соприкосновения с настоящей живой верой!

Галерея


Поздравление подопечных Центра социальной адаптации Нефтеюганска

Пт, 02/05/2025 - 07:40

Настоятель храма Архистратига Михаила в г.Нефтеюганске совместно с воспитанниками Приходской Воскресной школы, клиросом и молодежным движением «Фавор» поздравили ветеранов и инвалидов, оказавшихся в сложной и зависимой жизненной ситуации, подопечных Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» г. Нефтеюганск.В преддверии великого праздника — Дня Победы — воспитанники Приходской Воскресной школы, совместно с клиросом и молодежным движением «Фавор» отправились в гости к ветеранам и инвалидам, которые оказались в непростых жизненных условиях. Подопечных Центра социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий «Вектор» сегодня ждал праздничный концерт.Это уже добрая традиция: каждый год активисты нашего прихода совместно с приходской воскресной школой готовят поздравления, чтобы поблагодарить героев за их мужество, стойкость и бессмертный подвиг, чтобы в очередной раз напомнить всем как важна для нас эта память!Встречи, которые трогают до глубины души, до слез.
С волнением и трепетом дети заходили в зал, чтобы поделиться воспоминаниями о военных годах, рассказать о том, как защищали Родину, трудились в тылу и верили в Победу!
Сохранить память в наших сердцах это важное дело. Такие акции важны не только для ветеранов, но и для подрастающего поколения. Они учат благодарности, уважению и патриотизму, напоминают о том, что герои живут рядом с нами, и к сожалению не все живут в хороших, уютных квартирах и не все могут жить полноценной жизнью. Но так важно, воспитать в наших детях эти бесценные качества — доброты, сострадания, заботы, уважения и любви к людям, не смотря на их статус.
Мы бесконечно благодарны нашим ветеранам за их подвиг и обещаем хранить память об их героизме!

Галерея

Священник в Пасхальные дни посетил пациентов «Окружного клинического лечебно-реабилитационного центра» в Ханты-Мансийске

Чт, 01/05/2025 - 17:49

По доброй традиции в Пасхальные дни настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского иерей Игорь Логвин в рамках миссионерской акции «Подари кулич» посетил пациентов «Окружного клинического лечебно-реабилитационного центра».

В молельной комнате в честь целителя Пантелеимона реабилитационного центра был отслужен молебен о болящих. На молебне молились медицинские сотрудники и пациенты больницы. По окончании молебна иерей Игорь рассказал о празднике и раздал всем пасхальные куличи. 

Галерея

 

Благочинный Нефтеюганского благочиния принял участие в торжествах в поселке Высокий Мыс

Чт, 01/05/2025 - 17:23

1 мая 2025 года благочинный Нефтеюганского благочиния, настоятель храма Святого Духа города Нефтеюганска протоиерей Николай Матвийчук принял участие в торжественном мероприятии, посвященном  95 – летию посёлка Высокий Мыс и 101 – й годовщины со дня основания сельского поселения Тундрино. Священник поздравил собравшихся со знаменательными датами и со Светлой Пасхой Христовой и  преподнес в дар икону Воскресения Христова. Праздник состоялся в центре досуга и творчества поселка Высокий Мыс  .

Творческие коллективы представили гостям и жителям поселка праздничный концерт, впечатление от которого останется в сердцах зрителей надолго.

Галерея

Приходскую библиотеку на Светлой седмице посещают жители Пойковского

Чт, 01/05/2025 - 17:16

У православных христиан Светлая Седмица – это единственное время в год, когда подняться на колокольню может любой желающий. В это время все имеют возможность побывать в приходской библиотеке храма Святой Троицы пгт. Пойковский. В это время в библиотеке многолюдно, шумно. Можно посмотреть и прикоснуться к православным старинным книгам, приложиться к святынькам, привезенных прихожанами со святых мест.

В библиотеку начали приносить книги, которые заслуживают особого внимания. Родственники усопших приносят в храм все иконы, книги, молитвословы – не захотели оставлять у себя такие ценности. Хорошо, что не выбрасывают. Когда насобиралось большое количество старинных книг, святынь со святых мест, особо-почитаемые предметы, которых касались благочестивые молитвенники, в 2016 году на Пасху Христову впервые выставка книг назвалась музеем.

А есть такие молитвенники, которые называются старцами. Старцы — это духовные отцы, чья мудрость исходит от Бога, и считается, что Святой Дух наделяет их особыми дарами – исцелять, пророчествовать. Для верующих старцы – это примеры святой добродетели, непоколебимой веры и духовного мира. И вот эти частички – связаны с такими старцами: Святым Кукшей Одесским, Преподобным Амфилохием Почаевским, Преподобным Серафимом Саровским имеются в нашем музее.

Есть экспонаты, несущие духовное содержание, а есть экспонаты, которые представляют историческую ценность (газеты, журналы, календари).

Некоторые книги в нашем музее несут особую историю. В богоборческие времена святые книги – Псалтырь, Святое Евангелие, Жития святых, молитвословы – прятали, закапывали в землю. (нашли книгу в котловане, когда копали яму ковшом на производстве; нашли в заброшенном гараже).

Библиотека – это целое царство, полное умных, мудрых книг. Сегодня, в 21 веке, нас окружает обилие компьютеров, гаджетов и электронных книг. Но никакая техника не заменит той живой энергии, которая исходит от томика стихов или прозы. По сложившейся традиции, приходскую библиотеку посещают воспитанники воскресной школы и все жители и гости Пойковского.

Галерея

Пасхальные звоны над Пойковским

Чт, 01/05/2025 - 17:05

27 апреля 2025 года воспитанники воскресной школы Прихода храма Святой Троицы приняли участие в Пасхальном крестном ходе по городскому поселению Пойковский. После Крестного хода учащиеся школы поднялись на храмовую колокольню. С Воскресением Христовым каждый смог отметить Праздник из праздников и Торжество из торжеств. Ребята старались применить все свои способности в выстраивании пасхальной мелодии, чтобы весть о Воскресшем Христе дошла до сердец, услышавших их звон. Лети колокольный звон до небес славь Воскресение Христа!

В приходской библиотеке учащиеся воскресной школы и присутствующие прихожане с большим интересом рассматривали музейные экспонаты, привезенные со святых мест и переданные старейшими прихожанами в музей во Славу Божию.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Галерея

В Пойковском проведена благотворительная акция «Свет Пасхи – Свет Добра»

Чт, 01/05/2025 - 17:01

По благословению митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла на Приходе храма Святой Троицы в марте – апреле 2025 года была проведена благотворительная акция «Свет Пасхи – Свет Добра», направленная на поддержку малообеспеченных семей, одиноких жителей, прихожан храма Святой Троицы, участников Специальной военной операции.

В храме Святой Троицы была установлена кружка для пожертвования и корзина для сбора продуктов питания, пасхальных сувениров и подарков. Информация о проведении пасхальной акции была доведена до жителей городского поселения через объявления Прихода в месседжерах сети интернет. Иерей Виктор Мурзаков обращался к прихожанам с проповедью о творении добрых дел милосердия, об оказании помощи нуждающимся людям.

25 апреля с помощью пожертвований, собранных по акции, были подготовлены наборы с продуктами питания и пасхальными подарками для малообеспеченных жителей пгт. Пойковский, которые были приглашены в храм Святой Троицы на Светлой седмице для участия в Пасхальных мероприятиях. Благополучатели вместе с прихожанами с радостью прошли Крестным ходом вокруг храма, побеседовали с настоятелем Прихода, посетили церковную библиотеку, кто смог, поднялись на колокольню.

«Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», — радостно звучит повсюду.

Воистину, Свет Пасхи, Свет Добра, коснулся сердца каждого присутствующего!

Галерея

Вахту Памяти «Сталинградская весна 2025» несут Нижневартовские гимназисты

Чт, 01/05/2025 - 13:37

Настоятель храма в честь Рождества Иоанна Предтечи в г.Нижневартовске и директор православной гимназии, иерей Константин Глухарев с воспитанниками православной гимназии продолжают участвовать в поисковой экспедиции по розыску, захоронению и увековечиванию памяти погибших в годы ВОВ, в рамках Всероссийской межрегиональной Вахты Памяти «Сталинградская весна 2025». Раскопки ведутся в Городищенском районе Волгоградской области под селом Самофаловка. Именно здесь, на сталинградской земле в годы Великой Отечественной войны погибло более 1 млн. 130 тысяч советских солдат и офицеров, сражавшихся с фашистами. Эта земля навеки освящена кровью наших героев, отдавших свои жизни за Отечество, за наше мирное, счастливое настоящее и будущее. В память о важнейшем событии установлен крест в самом высоком месте в Волгоградской области (154,2 м) – в самом эпицентре военных действий. Здесь участники так же проводят поисковые работы.

Отец Константин с ребятами работают в составе отряда «Ориентир» во главе с директором школы №18 г.Нижневартовска, Алексеем Александровичем Калиновским. В данный момент от города Нижневартовска в этой важной акции памяти участвует 12 поисковых отрядов, обшей численностью 72 человека.

26 апреля состоялось официальное открытие вахты памяти, на котором выступили руководитель поискового движения России и Волгоградской области, Андрей Сергеевич Орешкин; депутат Государственной Думы, Елена Моисеевна Цунаева. Съехались все поисковые отряды России: из Башкирии, Красноярска, Челябинска, Новосибирска и многих других городов России.

29 апреля, на Радоницу состоялось мероприятие «Дорога к Обелиску». Отец Константин совершил литию на братской могиле, в которой захоронено более 5 тыс. человек. По окончании литии священник обратился к поисковикам и всем присутствующим с напоминанием о важности сохранения молитвенной памяти о тех, кто защищал нашу Родину. На мероприятии присутствовал депутат думы ХМАО-Югры Сергей Станиславович Великий, а так же депутат города Нижневартовска Дмитрий Сергеевич Великий, которые активно поддерживают поисковое движение в Нижневартовске.

Участие в таких поисковых экспедициях чрезвычайно важно для сохранения исторической памяти, для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Это особенно значимо в 80-ю годовщину Великой Победы. Подвиг наших предков невозможно переоценить: они отстояли свободу и независимость Родины, отдав за это самое дорогое — свои жизни. Именно такие акции формируют у молодёжи подлинный патриотизм, гражданскую ответственность, любовь и уважение к своей Родине и её славной истории.

Галерея

Итоги конкурса детского творчества «Весенний вернисаж» по Нефтеюганскому благочинию подвели в Пойковском

Чт, 01/05/2025 - 13:28

15 апреля в преддверии праздника Пасхи на Приходе храма Святой Троицы пгт. Пойковский была проведена оценка 225 конкурсных работ из пяти населенных пунктов Нефтеюганского благочиния. В конкурсе приняли активное участие более 20 детских образовательных организаций.

В состав жюри приглашены педагоги дополнительного образования с большим опытом творческой работы с детьми и подростками, — педагоги Центра развития творчества детей и юношества Пегашова С.О. и Ефремова И.С., педагог дополнительного образования НРМ ДОУ ЦРР детский сад «Родничок» Павлючик М.В., работы оценивал и настоятель Прихода храма Святой Троицы иерей Виктор Мурзаков.

Члены жюри оценивали работы по критерию соответствия тематике конкурса, использование народных традиций, оригинальности. Для жюри конкурса определить лучших было непростой задачей, многие работы конкурсантов были достойны победы. По итогам работы жюри 72 конкурсанта стали победителями, еще 2 конкурсанта получили специальные дипломы за работы, посвященные 80-летию Великой Победы. Поздравляем победителей и всех участников конкурса!

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Галерея

Обелиск безумного мрака

Чт, 01/05/2025 - 13:23
Обелиск безумного мрака О романе Ремарка «Черный обелиск»

Иерей Тарасий Борозенец

«Черный обелиск», роман Эриха Марии Ремарка

«Черный обелиск» – роман Эриха Марии Ремарка 1956 года о годе 1923-м.

Вымышленный провинциальный городок Верденбрюк, в котором во времена послевоенной экономической инфляции и смуты в умах выживает и пытается найти себя Людвиг Бодмер, в котором с легкостью угадывается сам писатель.

Название города можно перевести как испаряющийся, исчезающий мост.

Действительно, жизнь героев романа подобна мосту, который вот-вот исчезнет; она как будто зависла между двумя пропастями – Первой и Второй мировыми войнами. Люди еще не отошли от одной войны, а перед ними уже мрачной тенью стоит другая, еще более страшная. Хотя они еще этого не понимают. Ростки грядущей нацистской катастрофы уже есть, уже громогласно заявляют о своих реваншистских и человеконенавистнических претензиях, но еще мало кого пугают и даже вызывают скептическую иронию и смех.

Людей гораздо больше интересуют экономические, а не политические вопросы; они в большинстве своем поглощены поисками «хлеба насущного» и развлечениями. Идеи отодвинуты на задний план. Их место занимают материальные блага, которых на всех не хватает.

Пятью символическими средоточиями этого «подвисшего» времени в романе являются родильный дом, соседствующая с ним клиника умалишенных, находящаяся на ее территории католическая церковь, публичный дом и кладбище.

Складывается впечатление, что люди рождаются для того, чтобы вырасти, сойти с ума или пуститься во все тяжкие и, наконец, умереть

Поневоле складывается впечатление, что люди рождаются для того, чтобы вырасти, сойти с ума или пуститься во все тяжкие, что в принципе одно и то же, и, наконец, умереть. По пути на кладбище они время от времени заходят в церковь, но по большому счету не верят в то, чему там учат.

Для меня ключевым образом романа является утренняя месса в католическом храме, заполненном пациентами клиники для душевнобольных, которые, подобно безмолвным каменным статуям, не понимают, что происходит[1]. Они присутствуют, отсутствуя, то ли ни о чем не думая, то ли витая мыслями в каких-то неведомых нам мирах. Они рядом со здоровыми людьми, священнослужителями, врачами и санитарами, но между ними пропасть – пропасть непонимания. Есть ли эта пропасть между ними и Богом? Неизвестно. Это один из самых сильных символов межвоенного времени ХХ века, явно перекликающийся с другим ремарковским символом уже военного времени – Библии, лежащей на руинах разбомбленного храма, страницы которой листает только ветер (в романе «Время жить и время умирать»).

По «откровениям» возлюбленной героя умалишенной Изабеллы (Женевьевы), священники пригвоздили Христа ко Кресту и заперли Его в храмах, чтобы не выпускать Его к людям, чтобы Он их не будоражил Своей проповедью. Но даже если бы они Его выпустили, то все равно бы снова распяли, как и две тысячи лет назад.

«Он хочет выйти, но они держат его взаперти. Кровь из ран у него течет и течет, и он хочет сойти с креста. А они его не пускают. Они держат его в тюрьмах с высокими башнями, возносят к нему молитвы и курят ладаном, но не выпускают… Ведь столько заключенных,… и те, на воле, боятся их. Но распятого на кресте они боятся больше всего… Все, кто пользуется им и живет за его счет. Бесчисленное множество людей… Пусть они освободят его. Но они его не выпустят, он для них слишком опасен. Он не такой, как они. Он самый опасный из всех, потому что самый добрый… Они снова убили бы его, те самые, кто ему теперь поклоняется. И они убили бы его, как убивали бесчисленное множество людей во имя его. Во имя справедливости и любви к ближнему»[2].

Ответим на эти «безумные глаголы». В них много горькой правды. Верно, что среди христиан много фарисейского лицемерия и самооправдания, много несоответствия между речами и образом жизни, творится много зла, которое оправдывается и маскируется добрыми евангельскими словами. Но это никак не оправдывает личного неверия видящих все это людей, не мешает им стать праведными христианами. Разве грехи других позволяют мне самому грешить? Напротив, видение чужих грехов позволяет их избежать.

«Все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3), – говорит Господь ученикам о фарисеях.

Неверующие же рассуждают так: если среди верующих много грехов, много лицемерия, то не будем верующими, будем жить сами по себе, то есть быть такими же, как грешные верующие, только без веры во Христа. Тем самым они оправдывают свое неверие, дают себе позволение жить по своим страстям, никак не борясь с ними и закрывая себе путь к обращению и спасению. Неверующие забывают, что само понятие греха или зла немыслимо без святого Бога. Настоящее осознание греха ведет человека к смирению, покаянию и Богопознанию. Но для того, чтобы все это произошло, нужно увидеть грех не в других, а в самом себе, ужаснувшись своему падшему гибельному состоянию.

К сожалению, этого не происходит ни с Изабеллой, ни с Людвигом. Для него церковь – просто земная человеческая организация, проповедующая то, чего нет и никогда не было, исторический анахронизм, которым, впрочем, не грех воспользоваться, чтобы подзаработать.

После Первой мировой войны для героя Бог как живое и личное существо умер

Он не воинствующий атеист-богоборец, а агрессивный атеист-пацифист. После Первой мировой для него, как и для множества участников и жертв войны, Бог как живое и личное существо умер[3], то есть перестал существовать и вызывать какой-либо отклик в душах и сердцах. Они потеряли веру в Него.

Почему так произошло? Потому что их сознание, их разум и чувства не смогли вместить веру в любящего Бога и все ужасы пережитой ими войны. Это главная причина.

За годы войны смерть стала настолько обыденным и привычным делом, что фактически отождествилась с жизнью, подменила ее. Жизнь стала бытием к смерти, по выражению современника Ремарка философа Мартина Хайдеггера[4].

За годы войны массы людей привыкли убивать и умирать, привыкли к смерти, привыкли не ценить жизнь, осознавая ее непрочность, мимолетность, зависимость от непредсказуемого случая, слепой судьбы, безразличного рока или фатума. Предвоенный мир беззаботного детства и крепкой семьи, порядка и благополучия, любви, веры и надежды рухнул без возврата и уже никогда не будет прежним. Если до войны смерть рассматривали с точки зрения жизни, то после войны жизнь уже видят и понимают с точки зрения смерти. Место системы координат рождения и жизни заняла ценностная система координат убийства и смерти.

Если жизнь – это смерть, остается только умирать, стараясь сделать это как можно приятнее и безболезненнее для себя. «Станем есть и пить, ибо завтра умрем» (1 Кор. 15: 32), будем наслаждаться тем временем, которое нам еще осталось. Осталось же его, в любом случае, меньше, чем нам хочется. Так всегда рассуждают обезверившиеся люди.

В такой смертоносной жизни нет места для Бога, Который есть Путь, Истина и Жизнь[5], Правда и Святость; нет никаких опор, никаких гарантий, никакого порядка. Есть только хаос бессмысленных человеческих мыслей, желаний и чувств; есть только бремя страстей человеческих[6].

Если жизнь – это смерть, остается только умирать, стараясь сделать это как можно приятнее и безболезненнее

Поэтому здесь все позволено, нет ничего запретного, как и благословенного, нет добра и зла, истины и лжи, страха и надежды. Вместе с верой в Бога рухнула любая определенность. Все обратилось в ничто, изничтожилось в своей основе. Все прогнило, истлело, стало ветхим и относительным.

Бедные обыватели еще верят в реальность окружающего их мира, еще цепляются за жизнь, придавая ей какой-то смысл, но ничего уже давно нет – ни причины, ни цели, ни смысла, ни закона. Каждый из нас – лишь мимолетная вспышка сознания во мраке, которую мы иллюзорно считаем жизнью.

Эту правду знают лишь сумасшедшие, шизофреники, потерявшие свое Я, которое подобно разбитому зеркалу рассыпалось на несколько осколков. Только они понимают, что нет ни их самих, ни других, ни мира вокруг. Ничего нет и никогда не было. Такова страшная правда нигилизма – настоящей религии ХХ века.

Поэтому самые адекватные, трезвомыслящие люди – суть умалишенные. Они не боятся заглянуть в глаза мрачной бездны Ничто. Они – блаженные, юродивые нашего времени. Большинство же, самодовольно считающие себя психически здоровыми, и есть настоящие сумасшедшие, которые, чтобы не узнать правду, держат знающих ее людей в застенках сумасшедших домов. Человечество обезумело.

Когда-то мир воспринимался как священный живой организм, после – как храм Божий, затем как машина или театр; после Первой мировой войны он окончательно превратился в сумасшедший дом. Вторая мировая еще больше это подтвердила.

Людвиг и его сослуживцы – это люди, детство и молодость которых была внезапно оборвана войной. На ней они привыкли к убийству и смертям своих и чужих, ощутили равенство и братство перед лицом смерти. На войне они сформировались как личности, как боевые товарищи, стали сами собой.

И тут война закончилась. Они внезапно потеряли опору под ногами, экзистенциальный контекст, почву своего бытия. После позорного поражения они стали «потерянным поколением»[7], потерянным для «нормальной» мирной жизни. Они патологически обречены и дальше воевать, убивать и умирать во снах и наяву, потому что ничего другого просто не умеют. Война формирует военных людей, которые ненавидят войну и вместе с тем не могут без нее жить.

Война формирует военных людей, которые ненавидят войну и вместе с тем не могут без нее жить

Им бы могла помочь вера во Христа, даруемое Им покаяние и смирение, милосердие и прощение. Но они слишком далеко зашли, слишком пропитались, трансформировались войной, чтобы довериться любви Божией.

В них очень силен комплекс побежденных – комплекс реванша. Именно в сердца потерянных и проигравших людей как в подготовленную почву падают семена ненависти и мести, именно в них они дают свои многочисленные смертоносные всходы.

Символом сгущающегося вселенского мрака в романе является черный обелиск, который на протяжении всего романа никто не покупает. Это памятник ни для кого конкретно, но для всего обезумевшего человечества. Только в самом конце, перед своим отъездом из города Людвигу удается продать его проституткам для увековечивания памяти их подруги, умершей на «работе» блудницы по прозвищу Железная Лошадь. Продажа обелиска еще больше усиливает всю абсурдность происходящего.

Хаос и тьма противоестественны для человека. Так всегда было, пока они верили в Бога. Люди – существа порядка и света. Поэтому они вопреки всем выпавшим на их долю испытаниям и разочарованиям стремятся к порядку и свету. Для викария Бодендика и сестер монашек они воплощаются в Боге, для атеиста доктора Вернике – в науке и помощи пациентам, для самого Людвига на какое-то время – в поэзии, для Генриха Кроля – в национализме, граничащем с нацизмом, для кого-то – в коммунизме. И мы знаем, идея какого порядка окажется сильнее других, подчинит их себе и очень скоро восторжествует в Германии 1930-х, обрекая эту страну и ее народ на катастрофу Второй мировой войны[8].

У Ремарка, как и у его героя, нет рецепта выхода из описанного им кризиса, неумолимо перерастающего в катастрофу. Все, что он, как и его герой, смог сделать, это спасти себя и не участвовать в окружающем его безумии, уехав сначала из города, а затем – из страны. Он не нашел в себе сил ни для деятельного сопротивления, ни для подвига исповедничества, ни тем более мученичества. Он просто уехал.

Если бы он остался, то наверняка стал бы бездушным винтиком германской военной машины, подобно Эрнсту Греберу в романе «Время жить и время умирать», который понимает всю преступность нацизма, но продолжает делать свое солдатское дело.

Все друзья Людвига, которые остались в Верденбрюке, погибли: одни на войне, другие – в концлагере. Многие знакомые приспешники нацизма выжили и хорошо устроились после войны, намного лучше уцелевших жертв режима. Сам город после бомбежек и нового строительства изменился до неузнаваемости.

От последних строк романа веет горьким разочарованием и ноющей болью.

«Все было разрушено, потом построено заново, и ничего не узнаешь… Лишь два здания сохранились в полной неприкосновенности – дом для умалишенных и родильный дом, главным образом потому, что они стоят за чертой города. И они сразу же оказались переполненными, переполнены они и сейчас. Их пришлось даже значительно расширить»[9].

Чаша неверия в Бога была испита до конца. Старый мир ушел. На смену ему пришел новый мир. Люди все так же продолжают рождаться и сходить с ума, не делая выводов из прошлых трагедий и даже забывая о них.

Без веры во Христа нет и не может быть Правды, Истины и Жизни в человеческих сердцах. Без Него наше существование превращается в сплошное беспутье.

Иерей Тарасий Борозенец

30 апреля 2025 г.

[1] Ремарк Эрих Мария. Черный обелиск. М., 1989. С. 26–28.

[2] Ремарк Эрих Мария. Черный обелиск. М., 1989. С. 265–267.

[3] Ницше Фридрих. Веселая наука. М., 1999.

[4] Хайдеггер Мартин. Бытие и время. М., 1998.

[5] Ин. 14: 6.

[6] Моэм С. Бремя страстей человеческих. М., 2009.

[7] Олимова Ш.А. Обзор литературы потерянного поколения // Молодой ученый, 2022. №19 (414). С. 490–491.

[8] Старгардт Николас. Мобилизованная нация. Германия 1939–1945. М., 2024.

[9] Ремарк Эрих Мария. Черный обелиск. М., 1989. С. 409.

Священник посетил пациентов Нижневартовской психоневрологической больницы

Ср, 30/04/2025 - 22:15

30 апреля клирик храма в честь Рождества Иоанна Предтечи г.Нижневартовска, протоиерей Валерий Басакин посетил пациентов Психоневрологической больницы г.Нижневартовска. В молебной комнате в честь иконы Божией Матери «Отрада и утешение» священник совершил молебен перед иконой Матери Божией, с батюшкой помолились пациенты. По окончании молебна священник побеседовал с присутствующими о важности молитвы ко Пресвятой Богородице о своем выздоровлении и здоровье ближних.

Встреча священника в детском саду № 6 «Василек» г.Сургута

Ср, 30/04/2025 - 15:41
30 апреля 2025 года, в рамках сотрудничества Прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» с МБДОУ № 6 «Василек», в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери и их Софии была проведена встреча с воспитанниками детского сада.  С ребятами провел беседу настоятель Прихода иерей Андрей Плешков о главном христианском празднике — Святой Пасхе. В конце беседы дети вручили отцу Андрею пасхальные открытки, сделанные своими руками. Воспитанники детского сада побывали на колокольне храма , где  каждый ребенок и взрослый смогли позвонить в колокола. Счастливые дошколята получили радость от общения со священником, посещения храма, колокольного звона. Приятным завершением встречи для ребят стали подарки от Прихода. Галерея

В фестивале Пасха Красная в Нижневартовске участвовали прихожане Предтеченского храма

Ср, 30/04/2025 - 12:09

27 апреля храм в честь Рождества Иоанна Предтечи г.Нижневартовска принял участие в фестивале Пасха Красная на территории храма Рождества Христова. Певчие клироса пели песни, воспитанники воскресной школы показали интересный спектакль. Прихожане Храма принесли товары ручной работы, выпечку для ярмарки, напитки — все товары пользовались спросом! Так же была устроена фотозона с изображениями в полный рост священников, служащих в Храме, на фоне Храма. Фотозона была тоже популярна среди гостей фестиваля! Собранные на ярмарке средства направлены на благотворительные цели.

Галерея

В с.п.Каркатеевы священник рассказал о чудесах Великой Отечественной войны

Ср, 30/04/2025 - 11:56

28 апреля после  богослужения настоятель Храма в честь Сретения Господня с.п.Каркатеевы иерей Артемий Шумбасов произнес проникновенное слово о помощи Божией нашим солдатам в тяжелые дни Великой Отечественной войны. Вспоминая события тех грозных времен, священник отметил особую роль веры и молитвы, подчеркнув, что именно помощь свыше помогла нашему народу выдержать испытания и одержать великую Победу.

Священнослужитель призвал прихожан помнить уроки прошлого, беречь мир и стремиться жить достойно перед лицом грядущего поколения, сохраняя память о героизме наших предков и священной роли православной веры в судьбе страны.

Галерея

 

Страницы